ב"ה
 
MaorSPB.ru » Женский клуб "Хая-Мушка" » Красота - внутренняя и внешняя
 
РаспечататьОтправить эту страницу другуShare this

Есть ли в нашей

традиции

противоречия?

 

 

 

 

 

Зачастую, говоря о красоте еврейской женщины, люди охватывают только аспект внутренней красоты, красоты души, и поэтому у неподготовленной части нашего общества в голове возникает карикатурный образ. Почему-то сложилось впечатление, что замужняя религиозная еврейка живет сегодня чуть ли не в каменном веке, ходит в парике и длинной одежде, беспрекословно слушается мужа и абсолютно ничего не может себе позволить. Мы бы хотели развенчать этот миф.

Но сначала все-таки несколько слов о той самой внутренней красоте, красоте "царской дочери", без которой любая самая привлекательная внешность - всего лишь пыль, которую унесет время.

«Если найдет себе добродетельную жену — то ее цена выше жемчуга... Обманчива миловидность, преходяща красота, но прославлена женщина, которая боится совершить проступок». Эти слова еврейские мужья поют своим женам при наступлении каждой субботы. И на удивление красивые еврейские жены с ними согласны, ибо в первую очередь они — добродетельны. 


Внутренняя красота

Для примера возьмем Эстер, ту самую, которая спасла еврейский народ от злодея Амана, ту самую, историю о которой мы читаем на каждый Пурим.

Эстер, по идее, была выбрана в царицы за свою исключительную внешнюю красоту, что комментаторы считают удивительным, ибо ее внешность была отнюдь не самой прекрасной. В Талмуде сказано, что у Эстер был зеленоватый цвет лица, но что при этом она обладала определенным изяществом (трактат Мегила, 13а).

Наши мудрецы учат, что когда чьи-то внутренние качества возвышены и прекрасны, то они проявляются вовне так, что человек воспринимается красивым. Это один из главных мотивов фрагмента Эшет Хайиль, "Добродетельная жена", из Притчей царя Соломона, который учит нас: "Обманчива прелесть и тщетна красота – лишь женщина, боящаяся Г-спода, достойна похвал".

Мы даже видим, что Эстер пошла на все, чтобы скрыть свою внешность, т.к. не хотела понравиться царю. И не будь на то святой причины и необходимости, чтобы она оказалась во дворце, Эстер, вероятнее всего, была бы оценена лишь внешне, и тогда у нее не было бы ни одного шанса быть выбранной. Но у нее определенно была миссия, для выполнения которой ее выбрал Вс-вышний, и поэтому ее внутренний мир был увиден; и поэтому ни одна другая женщина не могла составить ей конкуренцию.

Само имя Эстер символизирует путь ее жизни и исполнения ее миссии. Корень имени Эстер на иврите означает "скрытый". Часто мы думаем, что если человек что-то прячет, то это из-за смущения или дискомфорта. Современная концепция звучит как "имеешь – покажи". Продемонстрируй миру, что ты можешь ему предложить, будь открытым, будь публичным, и чем больше - тем лучше. Быть никому не известным героем не так уж захватывающе.

Если человек хочет продемонстрировать всем, что он может предложить, на что он способен, тогда да, лучше открыть это, придать огласке. Но если человек хочет использовать свои возможности для высшей цели, для достижения большего добра, а не только для удовлетворения собственного эго, то тогда лучше начать делать это скрыто, без огласки, так, чтобы достичь цели.

Забавно, что Вашти во многом представляет наш современный взгляд на женщину. Она уверенная в себе, привлекательная, общительная, бесстрашная и наглая. Она не видит никакой проблемы в том, чтобы продемонстрировать свое обнаженное тело целому залу людей, чтобы подразнить и развлечь их. Однако ее цель сугубо эгоистична. Она ни печется ни о чем другом, кроме своего я. Поэтому, как только ее тело перестает хорошо выглядеть и быть привлекательным, она прячется.

Эстер все время остается сокрытой, но с целью суметь быть увиденной. И когда она способна раскрыться, она выглядит не как тело для использования другими, но как героиня, как та, что представляет святость, и кто думает не только о себе, но и своем народе. Как сказано в Талмуде: "Благословение пребывает на том, что скрыто от глаз" (трактат Таанит, 5б).

Возможно, это действительно захватывающе - оказаться на страницах газет и журналов, демонстрируя свои достижения, но величайшие достижения держатся в секрете. Самые важные инновации и достижения, будь то область медицины, технологии, науки или обороны, идут под грифом "Совершенно секретно", "Строго конфиденциально" и скрыты за семью печатями.

В то время как Вашти могла бы попасть на обложки всех журналов, именно Эстер, оставаясь за кадром, стала женщиной, действительно изменившей мир.

Эстер олицетворяет слова Писания "Все достоинство царской дочери внутри". Слово пнима (внутри) – это тоже самое, что пнимиют - внутренний мир человека, его духовная составляющая. Это и есть Эстер. Понимая истинное значение скрытости, она открыла еврейскому народу вечный урок на все времена.


Внешняя красота

Виленский Гаон в книге Коль Элиягу (к Бэрейшит 29, 17) спрашивает: "Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Если это не имеет значения, зачем Тора упоминает об этом?"

Поэтому, пишет Виленский Гаон, смысл стиха в Мишлей (31, 30) следующий: женская красота не является достоинством, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако если красивая женщина богобоязненна, то ее красота — одно из достоинств, прославляющих ее.

Если женщина богобоязненна, то красота ее не только физическая, но и духовная. В таком случае физическая красота является отражением красоты духовной, как сказано в книге Коэлет (8, 1): «Мудрость человека просветляет лик его…».


Еврейской женщине не просто следует быть ухоженной, опрятной, показывать свой вкус, но без «вызова», это ей предписывает Тора. Есть закон, который требует, чтобы женщина была привлекательна для своего мужа. В Йом Кипур среди прочих запретов нельзя мыться, но закон разрешает женщине в первый месяц брака даже в Йом Кипур умыть лицо.

Когда женщина разрешена мужу, то украшать себя для мужа — для нее очень большая мицва (заповедь). В этом случае, чем более «вызывающе» она выглядит, — тем лучше. Когда женщина не разрешена мужу, все равно она должна быть ухоженной, и это очень важно. Есть строгий запрет в любой ситуации быть неухоженной или неопрятной при муже. Красота жены в разрешенные периоды: ярче макияж, привлекательнее одежда, духи, украшения.

В периоды отдаления красота женщины должна быть более успокаивающая: макияж естественный, одежда красивая, но не соблазнительная, украшения скромнее обычного, отсутствие духов.

Это для мужа. Во внешнем мире женщина должна выглядеть приятно, но не вызывающе, это относится как к одежде, так и к макияжу, и к украшениям.


Когда евреи пришли из Вавилона в Израиль во время построения Второго храма, на Земле Обетованной давно никто не жил, страна была опустошена. Так что для женщин того поколения заниматься своей внешностью не было почти никаких возможностей. И тогда Эзра, глава еврейской общины, издал закон, согласно которому по всем деревням должны были проходить коробейники, продавая парфюмерию и украшения.

Религиозная еврейская женщина не может краситься в Шабат, но может накраситься до его наступления, сейчас много стойкой косметики, которая выдерживает не только вечер пятницы, но и всю субботу.


И напоследок небольшой рассказ.

В Мишне (Нэдарим 66а) рассказывается: один юноша не хотел жениться на достойной девушке, которая подходила ему во всех отношениях, из-за одной «маленькой» проблемы… девушка была уродлива. Чтобы родные не пытались убедить его жениться на ней, невзирая на «маленькую проблему», юноша дал обет - не заключать этот брак.

Однако, видя, насколько она достойный человек, юноша пожалел о своем обете. Он пришел к его дяде рабби Ишмаэлю с вопросом, можно ли снять с себя этот обет. Закон гласит: снять обет можно только в случае, если в момент, когда он был дан, тот, кто дал обет, не знал в момент обета какой-то детали (либо не осознавал ее).

Что же сделал рабби Ишмаэль? Велел своим домочадцам нарядить девушку в прекрасные одежды и украсить драгоценностями. Затем показал ее юноше и спросил: «Можешь ли ты теперь сказать, что она безобразна?» Увидев ее в прекрасном наряде и украшениях, юноша сказал: теперь он видит - она не безобразна, более того, теперь он видит - она красива!

Рассказывает Мишна, что заплакал тогда рабби Ишмаэль и сказал: «Прекрасны дочери Израиля, но бедность безобразит их».


 
 
РаспечататьОтправить эту страницу другуShare this